Ив Энслер открыла двери для диалога, невозможного раньше — никто до нее не говорил о жестоком отношении к женщинам и насилии. С театральных сцен «Монологи вагины» звучат с 1996 года, а недавно произведение переиздали и дополнили шестью новыми монологами.
Важные мысли:
Посвящается всем женщинам, которые страдают, – чтобы напомнить им, как они важны.
Я устала от того, что женщины не хотят признаваться в изнасилованиях, так как их убедили, что это их вина. Я устала от того, что жестокое обращение с женщинами до сих пор не является проблемой первостепенного значения в мире, несмотря на то что каждая третья женщина хотя бы раз в жизни подвергается насилию или избиению. Ведь уничтожение личности женщин, лишение их права голоса и подавление их самооценки – это разрушение самой жизни. Без женщин нет будущего – так-то. Я устала от культуры насилия, где те, в чьих руках политическая, физическая и экономическая власть, берут то, что они хотят, когда хотят и сколько хотят, в любое время. Я устала от бесконечных воскрешений карьер насильников и сексуальных эксплуататоров – режиссеров, политиков, директоров корпораций, актеров, спортсменов, – тогда как жизни тех, над кем они надругались, разрушены навсегда и эти женщины вынуждены жить в социальном и эмоциональном изгнании. Я устала от пассивности хороших мужчин. Где вы, черт побери? Вы живете с нами, занимаетесь с нами любовью, становитесь нашими отцами, друзьями, братьями, мы кормим вас, ухаживаем за вами, поддерживаем вас, так почему вы не восстанете вместе с нами? Почему вас не выводит из себя унижение и жестокость по отношению к нам?
Двадцать лет назад пьеса Ив Энслер «Монологи вагины» дала начало движению День V , в котором приняли участие активисты со всего мира, объединенные общей целью: положить конец насилию над женщинами. И сама пьеса, и ее автор взорвали сцену, заслужив громкие заголовки и восторженные отзывы. Вечер за вечером в зрительных залах не было свободного места; пьеса разрушала табу и смывала границы, открывая двери для диалога, который раньше был невозможен. Гнетущее молчание, которым прежде были окутаны истории о жестоком обращении с женщинами и насилии по отношению к ним, было прервано. Это был прорыв. В 2006 году газета «Нью-Йорк таймс» назвала «Монологи вагины» «пожалуй, главной пьесой политического театра последнего десятилетия». С тех пор и сама пьеса, и ее автор Ив Энслер получили всеобщее признание и множество наград – от премии «Оби» до «Тони».
Движение День V быстро стало массовым явлением, а его участники есть в любой части света. Оно превратилось в главный катализатор всемирной борьбы за прекращение жестокости по половому признаку, а также против молчания – как частного, так и всеобщего, допускающего насилие над женщинами. Цель движения – призвать мировую общественность обратить внимание на такие проблемы, как сексуальное домогательство, насилие, избиение, инцест, насильственное обрезание женщин и сексуальное рабство.
Согласно недавним отчетам Всемирной организации здравоохранения, Центров по контролю и профилактике заболеваний и Организации Объединенных Наций, каждая третья женщина на планете становится жертвой физического или сексуального насилия. Это более одного миллиарда женщин.
В 2007 году палата представителей конгресса США приняла долгожданный акт, призывающий правительство Японии принести извинения «женщинам для утешения» – молодым женщинам из Китая, Тайваня, Кореи, Филиппин, Индонезии, Малайзии, Нидерландов и Восточного Тимора (всего, согласно подсчетам, от 50 до 200 тыс. человек), находившимся в сексуальном рабстве и обслуживавшим японских военных на так называемых «станциях утешения» с 1932 по 1945 год.
С 1996 года в Демократической Республике Конго ведется самая жестокая война после Второй мировой. На фоне этого конфликта – прокси-войны за богатые природные ресурсы Конго – происходит бесчисленное множество случаев изнасилования, убийства и жестоких пыток женщин. По оценкам местных специалистов, с начала конфликта было изнасиловано более полумиллиона женщин. Среди последствий для жертв изнасилований, помимо серьезной психологической травмы, – повреждения гениталий, травматические свищи, оторванные и сломанные конечности, нежелательная беременность и болезни, передающиеся половым путем, в том числе ВИЧ. Кроме того, жертвы насилия подвергаются общественной обструкции, от них отворачивается общество и даже собственная семья. Ситуация усугубляется растущим неравенством полов.
Люди думают, что если тебя изнасиловали – ты жертва, – говорит Мукунилва. – Но в «Городе радости» я поняла: даже после изнасилования жизнь продолжается. Это не конец. Это не клеймо, которое останется с тобой навеки.
Организаторы Дня V поняли одну очень важную вещь. Ключевой частью их деятельности должно стать создание подобных мест и для мужчин, где они могли бы открыться, поделиться сокровенным, раскрыть душу и признать собственную роль жертвы и/или преступника. Так был запущен цикл постов в блоге под редакцией писателя и общественного деятеля Марка Матусека при поддержке семинаров V-Men под руководством организации «Призыв мужчин». Это организация, направленная на борьбу с насилием и специализирующаяся на исследовании различных аспектов мужской психологии. Цель кампании – дать мужчинам, принимающим участие в движении, возможность исследовать «коробку», в которую они так часто сами себя загоняют, и поделиться друг с другом эмоциональными силами, чтобы вместе возглавить борьбу с насилием над женщинами.
Именно мужчины послужили примером для других мужчин по всему миру, благодаря им стал возможен радикальный сдвиг в осознании реального положения женщин и девочек, того, как их видят в рамках сообщества и на глобальном уровне. За годы работы движение День V провело ряд панельных дискуссий, причем именно мужчины были в них ключевыми участниками.
Когда Ив Энслер впервые выступила на сцене со спектаклем «Монологи вагины», само слово «вагина», произнесенное вслух, встретило неприятие и дискомфорт. Руководство радиостанций запрещало ведущим произносить это слово в прямом эфире. Телеканалы заглушали целые куски пьесы, в которых упоминалось это слово, а газеты предпочитали стыдливо сокращать его. 20 лет спустя «Монологи вагины» стали частью популярной культуры, а слово «вагина» теперь произносится открыто на телевидении и радио и свободно печатается в газетах по всему миру.